Личные награды и наказания
Мало
грамотно структурировать неприятные дела и разделить их на «бифштексы».
Желательно создать для себя дополнительную мотивацию на ритмичное,
регулярное съедение этих «бифштексов». Один из способов — начать
количественно измерять ваши результаты. Например, ежедневно отмечать
количество выученных английских слов, количество сделанных
приседаний-отжиманий и т.п. Можно измерять не только результаты, но и
количество времени, затраченного, например, на «слоновую задачу». В
любом случае, измеряете вы результаты или время, необходимо ежедневно
фиксировать этот количественный показатель на графике. Человек устроен
так, что сама фиксация количественного показателя уже подталкивает к
действиям в нужном направлении. Просто начните учитывать расходы
времени на неприятную задачу — и она сама начнет решаться быстрее.
Наконец,
иногда полезно поместить себя в «местность смерти». Древние китайские
полководцы говорили: «Чтобы гарантировать победу, помести солдат в
местность смерти — сожги корабли». Например, дайте публичное обещание,
как президент Франции Шарль
43/54
де Голль, который вышел в
приемную и во всеуслышание объявил: «С сегодняшнего дня я, генерал де
Голль, бросаю курить». «Местностью смерти» может быть, в частности,
цейтнот — ситуация жесткой нехватки времени. Люди некоторых
психологических типов интуитивно ощущают, что в цейтноте они более
эффективны, и искусственно загоняют себя в такую ситуацию. Ничего
плохого в этом нет, но для снижения ваших рисков и повышения качества
результата рекомендую заменять большой цейтнот на несколько маленьких.
Например, использовать не большую «местность смерти» в виде срока сдачи
продукта заказчику, а маленькую — в виде совещания по проекту у
гендиректора. В докладе на Первой ТМ-конференции в 2003 г. в Москве вот
что рассказал Николай Павленко, управляющий партнер компании
«Георг-консалтинг»: «В нашей компании приняты два вида крайних сроков.
Первый — deadline, «линия смерти», срок сдачи продукта заказчику.
Второй — redline, «красная линия», срок сдачи продукта внутри компании.
Между «красной линией» и «линией смерти» обязательно должен оставаться
резерв. За нарушение redline предусмотрены штрафные санкции. Таким
образом, мы мотивируем сотрудника, при этом не подвергая риску наши
обязательства перед заказчиком».
7.3. Поедание «лягушек»
Бывают в
нашей жизни дела, требующие, может быть, совсем немного времени, но
неприятные. Позвонить недружелюбному клиенту; вызвать, наконец,
сантехника; попросить шефа о повышении зарплаты и т.п. В
тайм-менеджменте такие задачи называются «лягушками».
«Лягушки»
часто подолгу откладываются и грозят перерасти в большие неприятности.
Обидно получается: задача, требовавшая 5 минут, откладывалась неделями
и поэтому переросла в проблему, на решение которой придется потратить
много часов. У испанцев есть поговорка: «Каждое утро съедай лягушку».
Действительно, начав день со съедения одной «лягушки», вы весь день
ходите бодрый и радостный. Про остальных «лягушек» вы не вспоминаете —
они остались на следующие дни. И наоборот, если утром «лягушку» не
съесть — она будет весь день маячить где-то на горизонте и отравлять
жизнь. Как пишет один ученик ТМ-школы: «Я думал, у меня стада
«лягушек», зеленые ковры вокруг меня... А когда ввел «правило
ежедневной лягушки» — они все разошлись за две недели». Крупную
неприятную задачу бывает легче решить, разбив ее на большое количество
мелких «лягушек».
44/54
7.4. Таблица «бифштексов» и «лягушек»
Простой
способ свести воедино всех ваших «слонов» и «лягушек», ежедневно
мотивировать себя на выполнение нужных задач — завести таблицу
регулярных дел. Выглядит она примерно следующим образом:
Задачи
пн
вт
ср
чт
пт
...
Три новых английских слова
+
+
+
Минимум 50 отжиманий
+
+
+
+
+
Холодное обливание
+
+
…
Слева
выписаны все ваши ежедневные «бифштексы» и «лягушки». Справа вы
ежедневно отмечаете их выполнение или невыполнение. Если какая-либо
работа на сегодня не предполагалась — оставляйте пустое место. Если
предполагалась, но не выполнена — ставьте прочерк. Если выполнена —
ставьте галочку. Ничего особенно страшного в прочерках нет, но как
только по какой-то графе их станет слишком много — это даст вам
тревожный сигнал. Эту таблицу необходимо повесить на видное место над
рабочим столом либо вклеить в ваш ежедневник. Важно, чтобы она
попадалась вам на глаза несколько раз в день. У меня, например, таблица
ежедневных дел висит на внутренней стороне дверцы шкафа с одеждой.
Таким образом, я вижу таблицу как минимум два раза в день — одеваясь
утром и снимая костюм вечером. Рядом с этой таблицей полезно выписать
несколько «промежуточных радостей». Например, перечислите приятные для
вас несрочные покупки и договоритесь с самим собой: «за каждые
следующие 15 галочек в любой графе — покупаю следующую приятную вещь».
Вы будете удивлены тем, насколько быстрее стали продвигаться ваши
долгосрочные дела.
7.5. Метод швейцарского сыра
Как втянуться в
выполнение задачи, если она достаточно сложна и энергоемка? Ведь чем
сложнее выполняемая нами задача, тем более высокий уровень
«включенности», вовлеченности необходим для работы над ней.
Потратить
меньше времени и сил на раскачку поможет «метод швейцарского сыра».
Попробуйте выполнять задачу не в логическом порядке, а в произвольном,
«выгрызая» из разных мест маленькие кусочки — наиболее простые,
приятные и т.д. Например, при подготовке отчета можно сначала подобрать
иллюстрации, написать несколько наиболее простых и понятных для
45/54
вас
абзацев и т.п. Через некоторое время в вашем «сыре» образуется столько
дырок, что «доесть» его будет совсем несложно. «Завтра оформлю
титульный лист докторской диссертации», Так написала одна из участниц
открытого тренинга в Новосибирске в анкете обратной связи, отвечая на
вопрос «Три простых шага, которые я сделаю уже в ближайшие дни».
Хороший пример того, как в самом большом и сложном деле можно найти
какое-то простое начало.