Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.
Господам в присутствии речь держать не по писаному, а токмо устно, дабы дурь каждого при сем видна была.
Указ Петра I
38/82
Так, Цицерон как-то сказал: "Ведь бывает, что человек судит здраво, но внятно изложить свои мысли не может". В настоящее время это — одна из проблем человеческого общения. Несовершенное владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют людям прийти к взаимопониманию. Имеются большие возможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее. Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки ее характеризуют? По мнению известных писателей и общественных деятелей, речь должна соответствовать следующим требованиям: Правильность речи, т.е. ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Д.И.Писарев: "Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни". Точность речи, т.е. ее соответствие мыслям говорящего. К.Федин: "Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла". Ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушающего. Квинтилиан: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять". Логичность речи, т.е. ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Н.Г.Чернышевский: "Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей". Простота речи, т.е. ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога". Л.Н.Толстой: "Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания". Богатство речи, т.е. разнообразие используемых в ней языковых средств. М.Горький: "Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их". Сжатость речи, т.е. отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. М.Горький: "Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит". Чистота речи, т.е. устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. В.Г.Белинский: "Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус". Живость речи, т.е. отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность. А.Н.Толстой: "Язык должен быть живой". Благозвучие речи, т.е. ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.
39/82
А.П.Чехов: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их".
4.5. Просодика и экстралингвистика
Эффект воздействия словом во многом зависит от эмоциональной окрашенности голоса. Силой голоса (не смыслом, а звучанием) можно передать слушателям свое отношение к предмету общения, заразить их своими переживаниями или помочь точнее и ярче воспринять смысл сказанного. Убедительные интонации голоса предполагают: богатство красок голоса и их смысловую сменяемость; выразительность; контрастность; использование всего диапазона голоса.
Факторы, влияющие на убедительность интонаций: личная компетентность и заинтересованность; желание разбудить интерес к предмету общения у слушателей; владение техникой специальных средств воздействия — правильной дикцией и артикуляцией.
К специальным речевым средствам воздействия также относят следующие: пауза; понижение, повышение, усиление, ослабление звука; темп речи.
Эти средства используют для выделения ударных слов, для выделения части речевой картины. Положительное восприятие речи во многом зависит от хорошей дикции — четкости и ясности произношения. Чем больше аудитория, тем значимее этот фактор общения. Хорошая дикция предполагает умение "держать паузу". Пауза — остановка в речи — облегчает дыхание, позволяет обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Пауза несет:
1. Смысловую нагрузку, специальное средство усиления своего воздействия на аудиторию;
2. Возникает в результате затруднения в поисках слова — это свидетельствует: о незнании выступающим предмета речи; о чрезмерном волнении;
40/82
о плохом владении словом.
Смысловое восприятие речи зависит во многом от темпа ее произнесения. Темп — это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени. Чтобы избежать монотонности речи, рекомендуют: менять темп речи — средне, медленно; менять силу голоса — громко, нормально, тихо; менять высоту голоса — низким тоном, средним, высоким.
Специалисты считают, что оптимальное условие легко воспринимаемой речи — это средний темп произнесения — примерно 100-120 слов в минуту. Если говорить быстро — слушатели не поймут, о чем идет речь, не смогут осознать и запомнить поступающую информацию. Медленный темп вызывает скуку и раздражение, т. к. он не поспевает за ее восприятием слушателями. В этом случае затруднено вычленение главного и второстепенного, что приводит к потере нити рассуждения. Очень важна сила голоса. Если оратор говорит тихо, то его слышат только те, кто находятся рядом. В то же время чрезмерно громкий, особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного. Громкость голоса зависит от природной высоты голоса человека. По высоте голос может быть низким, высоким, средним. Говорить следует естественным голосом, но используя весь его диапазон.