Социальные расстояния
4.1. Сущность понятия
Социальное расстояние между двумя людьми равно бесконечности, если людей ничего не объединяет смотреть русские сериалы, домашние питомцы. Равно нулю, если они абсолютно одинаковые и знают друг про друга все-все-все. Понятно, что и первый, и второй случай — идеальные, и в природе не реализуемые. Всех людей объединяет то, что они, по крайней мере, люди, а знать другого человека абсолютно тоже невозможно. Мы целую жизнь пытаемся познать себя, что уж говорить про других. Однако идеальные, крайние точки нам и не нужны. Нам гораздо более важны относительные значения социальных расстояний (ближе — дальше) и некие условные границы, которые будут служить разделителями неких условных зон близости.
9/37
Проиллюстрировать идею зон социального расстояния можно на всем известном примере. Все знают, что психологи выделяют вокруг каждого человека несколько зон, отличающихся друг от друга по физическому параметру (расстояние) и по психологическому. Так, есть так называемая зона социальных контактов (1-3 метра) внутри которой происходит обычное общение. Если попытаться заговорить с человеком, находясь от него на более далеком расстоянии, то он будет испытывать дискомфорт. 0,4-1 метр — зона личных контактов. На такое расстояние допускаются только близкие люди, это зона, в которой обычный человек уже не может успеть защититься от физического нападения. И, наконец, есть интимная зона, с расстоянием от нуля и до 0,4. Естественно, цифры, приведенные здесь, весьма условны (это справедливо и для социального расстояния), так как известно, что для деревенских жителей параметры этих границ имеют существенно большие значения. Для них вполне нормально обмениваться новостями с соседом, который находится через два забора и на расстоянии 20 метров. Если социальное расстояние между двумя людьми достаточно велико, то вещей, которые их объединяют, слишком мало, чтобы они испытали взаимный интерес. Они находятся в безразличной зоне друг относительно друга. Если после этого мы начнем одному из них показывать, что на самом деле точек соприкосновения между ними существенно больше (например, они земляки, у них общее хобби, они работают в одной отрасли и т.д.), то по мере увеличения таких объединяющих сведений социальное расстояние будет сокращаться и наш объект попадет в зону интереса. Дальнейшее сокращение социального расстояния приведет к тому, что человек очень хорошо изучит наш объект. Он станет для него очень предсказуемым. Он попадет в зону малых социальных расстояний, так называемую зону обыденности.
10/37
4.2. «Чужие» и «Братья»
Схематически такую систему можно изобразить примерно так: Первый (большой) круг здесь обозначает зону интереса, внутри него же находится круг, обозначающий зону обыденности. Глядя на эту модель, становится понятно, что для того, чтобы аудитория воспринимала тебя как лидера, необходимо находиться в зоне интереса. Ведь в чужих людях (опять же древний стереотип выживания) мы в первую очередь видим угрозу. А в людях, очень похожих на нас и предсказуемых мы видим равных себе, братьев. Люди, находящиеся в нашей "братской" зоне, имеют для нас очень большое значение. По сути, это наша "стая". Однако с точки зрения харизмы это не самая лучшая зона, так как подчиняться равному противно человеческой природе. Те же, кто находится между этими двумя полюсами ("чужие" и "братья"), находятся в самом выгодном, с точки зрения пробуждения интереса у аудитории, месте. С одной стороны, они уже "свои", с другой стороны, у них есть те сведения, которых нет у целевой группы (по крайней мере, целевой группе так кажется). Так как от обладания информацией напрямую зависит успех человека практически в любом его начинании (а раньше зависело и само выживание), то к носителям любой эксклюзивной информации людей притягивает как магнитом.
Раздел 5. Быстрые и медленные ресурсы
5.1. Форма и содержание
Итак, как мы уже установили, харизма формируется из исключительных качеств личности. Эти качества могут относиться к любым аспектам человеческого бытия. Их
11/37
можно выделить в несколько групп, например:
1. физические характеристики человека (рост, вес, телосложение, тембр голоса);
2. социальные навыки (коммуникабельность, умение слушать, умение выступать публично);
3. психологические свойства (психотип, жизненные установки, уровень самооценки и др.);
4. поведенческие стереотипы (привычки, манера одеваться, стандарты поведения в обществе, походка, микрожесты);
5. профессиональные качества (образование, особые умения, опыт работы в кризисных ситуациях);
6. социальный статус (заслуги перед обществом, семейная и клановая принадлежность, круг знакомых, уровень благосостояния).
Необходимо также отметить, что качества эти будут способствовать росту харизмы носителя только при выполнении двух условий. Чтобы быть харизматическим лидером, человек должен обладать этими (не обязательно всеми) качествами в исключительном, превосходящем сходные характеристики других членов группы, объеме. Такая исключительность, естественно, должна иметь разумные пределы, иначе их обладатель перестанет считаться членом группы, станет "чужим". Также это превосходство должно быть положительным, то есть направленным в нужную сторону. Например, низкий уровень самооценки или отсутствие образования и стажа, опыт по "разваливанию" проблемных организаций вряд ли поднимут харизму бизнес-руководителя. Это путь не к "лидеру", а к "изгою". К чему надо стремиться, теперь более-менее понятно. Другой вопрос, как это сделать на практике. Из психологии нам известно, что "социальным фактом" является не само реальное событие, а его "ментальный слепок" в умах целевой аудитории. То есть не сам факт как таковой, а мнение о нем у объекта воздействия. В нашем случае таких объектов может быть несколько: члены организации, которой управляет директор, клиенты этой организации, ее акционеры, поставщики, чиновники, местные жители и другие люди. А "социальным фактом" является наличие у руководителя харизматических свойств. Отсюда вывод: возможно, для достижения харизматического господства гораздо эффективнее и проще не тратить огромные личные ресурсы на достижение обладания харизматическими свойствами, а убедить целевую аудиторию в их наличии с помощью рекламных или PR-методов. Для того чтобы понять, в каких случаях такой подход эффективен, а в каких нет, нужно предварительно провести небольшой анализ группы — объекта воздействия — и ввести несколько определений. Несложно сделать вывод, что использование простого, "имиджевого" пути развития харизмы оправдано только на период, пока требуемые качества не будут подтянуты до нужного уровня (в случае недостаточного наличия таковых). В вопросе выбора именно этого способа воздействия на целевую аудиторию важно понять, сколько времени позволит выиграть этот путь и позволит ли вообще.