Типология деловых качеств личности
Качества, располагающие к благоприятному воздействию на окружающих, можно разделить на две группы:
16/82
1. природные;
2. социальные.
I группа: "Природные" способность к общению (коммуникабельность); способность к сопереживанию (эмпатичность); способность к пониманию (рефлективность); способность к воздействию словом (красноречивость); визуальная привлекательность.
II группа: "Социальные" Образование и воспитание: нравственные ценности; психическое здоровье; владение человековедческими технологиями. Жизненный и профессиональный опыт — качества, обостряющие интуицию (умелая ориентация в конкретной ситуации и правильный выбор модели поведения).
Нет совершенных людей. Есть люди, настроенные на постоянную работу над собой, и есть ленивые люди, предпочитающие "плыть по течению" и постоянно сетующие на отсутствие счастья и успеха, но уповающие на случай. Для успешного межличностного общения определяющими чертами личности являются: уверенность в себе; общительность; способность к самоутверждению; уравновешенность; объективность.
У каждого человека эти качества проявляются в различной степени, причем одни могут компенсировать недостаток других. Коммуникативные барьеры можно разделить на следующие: социальные барьеры — политические, религиозные и т. д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведут к блокированию межличностного общения; этнокультурные барьеры — национально-культурные особенности, сильно влияющие на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие у других как недостаток;
17/82
психологические барьеры: индивидуальные особенности (замкнутость, нерешительность, застенчивость, конфликтность, назойливость, вздорность и др.). психологические отношения общающихся (взаимная симпатия, неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения.
В этой связи целесообразно усвоить важность элементов конструктивного общения.
1. Понимание целей, задач, вкусов, надежд, психологического состояния партнера.
2. Установка на организацию соответствующих отношений.
3. Способность к моделированию личностных особенностей партнера по общению.
4. Почаще ставьте себя на место оппонента, особенно в ситуациях, когда Ваши действия затрагивают его интересы.
5. Доверительность речевой коммуникации.
Условия доверительности отношений: открытая демонстрация своих намерений; проявление теплоты и доброжелательности по отношению к партнеру; деловая компетентность; убедительные манеры; устранение недопонимания.
3.2. Психологический тип собеседника
3.2.1. Установки на общение
У каждого из нас есть свое понимание, как устроен этот мир. Психологи называют его когнитивной (мыслительной) картиной мира. Или проще — ККМ. В ККМ входит весь наш опыт, оценки, мнения людей, кому мы доверяем, все увиденное — услышанное, сделанные нами выводы, логические умозаключения и прочее, и прочее. Конечно, ККМ значительно упрощает нам жизнь. Это тот информационный багаж, что помогает нам эффективно реагировать на новые ситуации. Однако, бывают случаи, когда механизмы ККМ мешают нашему общению. Главное, что механизмы эти правильные и нужные, но настолько устойчивые, что иногда становятся вредными и мешают нам достигать результата. Давайте рассмотрим в каких случаях эти механизмы помогают, а когда приводят к неуспеху.
Установка оценки. Мы оцениваем собеседника по параметрам хороший — плохой. Хороший — соответствующий моим ценностям, плохой — несоответствующий. Эта установка здорово облегчает и упрощает работу мозга. Раньше такое деление на своих и чужих, друзей и врагов спасало нам жизнь. Не нужно следить за движениями и
18/82
намерениями окружающих, достаточно оценить их однажды, и затем находится подальше от одних, поближе к другим. Сегодня (глобализация, цивилизация, мегаполисы) мы ушли из маленького племени, где все знают друг друга. Каждый день мы встречаем новых, непохожих на нас людей. И мы очень мало знаем о людях с которыми работаем или отдыхаем. В этой ситуации очень опасно оценивать человека по единственному его поступку или мнению, не давая права на ошибку. Если сегодня плохой — то плохой всегда. Если плохой в чем-то одном, то плохой во всем остальном. Лучше всего переходить от оценки к пониманию. От категорий плохой — хороший, к категориям востребованные — невостребованные ресурсы. Например, очень часто молчаливый замкнутый человек оказывается хорошим аналитиком, а поверхностная болтушка — прекрасным презентатором. Если Ваш сотрудник вспылил, нагрубил, хлопнул дверью, может быть это его секундная слабость вызвана сложной личной ситуацией, и больше не повторится. Остерегитесь заносить его в список "неблагонадежных", лишать возможности продвижения по службе. Также, не торопитесь наказывать за единичное опоздание, даже очень серьезное. Предупредите сотрудника и принимайте меры только после второго-третьего раза. Установка ригидности — непроницаемость для противоречивой информации. Для восприятия всего нового нашему мозгу необходимо затратить много энергии. А зачем, если можно оставаться при своем мнении. Замечено, что с возрастом ригидность человека увеличивается. Правильно, ведь общая энергетика организма, способности мозга падают. Исходя из этой установки любой человек будет испытывать сопротивление при восприятии другой точки зрения. Очень много успешных решений было отвергнуто, прибыли потеряно, отношений разрушено, только лишь из-за невозможности принять новое, иное мнение. Вы выиграете, если к своим ресурсам подключите ресурсы окружающих, умножив свои возможности, не сужая их до размера собственной черепной коробки. Установка эгоцентризма — определение всех действий других людей как относящихся к моей персоне. Все, что ни делается, делается во вред или на пользу мне. Многократно проверено, что даже очень уверенный человек будет принимать смех за спиной на свой счет. Но, поверьте, в большинстве случаев это не так. Ладно смех, мы часто принимаем на свой счет раздражение партнера, невнимание руководства, вспыльчивость сотрудника имеющие совсем другие причины. Например, плохой сон ночью.
Еще большим недостатком эгоцентризма является уверенность, что окружающие заинтересованы в Вас, и им интересно Вас слушать только потому, что Вы это Вы. Сколько презентаций провалилось из-за такой ошибки.
19/82
Для успеха важно принять максиму, что каждый человек занят своими мыслями, чувствами и потребностями, ему нет до Вас никакого дела. Чтобы установить контакт с окружающими мало заявить о себе, обратить на себя внимание, необходимо погрузиться в мир Вашего собеседника. Установка проекции — характер, установки, привычки, верования и пр. других людей подобны моим. Это понятно — мы же не можем проникнуть в голову и чувства другого человека. Приходится считать, что он такой же как и я. В этом случае поведение и мотивы других становятся для нас непредсказуемыми, мало объяснимыми. Хороший пример — как часто на канале "Культура" осуждают низкий уровень развлекательных программ на ТВ: "Как можно это смотреть?!". Но если бы они поехали в российскую глубинку, то поняли бы, с каким трепетом ждут простые люди этого единственного для них развлечения, как обсуждают и интересуются у приезжих — были ли они на передаче "Поле Чудес". Для того чтобы убеждать, нужно говорить на языке Вашего собеседника, приводя понятные ему аргументы и ориентируясь на его потребности.