Психологический практикум
Приложение 4. Тест «Трудно ли вас вывести из равновесия?» Почему я все равно проигрываю… Психологи говорят, что если с Вами происходят повторяющиеся негативные ситуации, то дело в Вас, если единичные случаи — дело в собеседнике.
Почему так происходит? Каждому человеку в жизни пришлось испытать сложную травмирующую ситуацию, ситуацию неуспеха, трагедии, негатива. Мы готовы перешагнуть свои эмоции и идти дальше, проглотив обиду, боль, злость, смятение. Но наше подсознание не хочет мириться с этим, хочет создать новый образ, образ успеха и процветания. И тогда оно начинает играть в свою, иногда очень жестокую игру. Любая
71/82
новая ситуация, если она хоть чем-нибудь напоминает травмирующую, воспринимается как продолжение или повторение ее. Мы, в каждом новом случае, не делаем выбор из вселенной вариантов, а выбираем из того, что "записано в сценарии". Мы можем менять роли, играть разных персонажей, но всегда действовать внутри одной и той же пьесы. Так мальчик, которого побили старшие ребята, будет бит еще не раз. А когда подрастет, будет бить слабых для того, чтобы кто-нибудь из них победил его и доказал его подсознанию, что такая победа возможна. Если Вы заметили у себя подобные повторения событий, вспомните — с чего все началось. Возьмите ручку, бумагу и подробно опишите ту самую ситуацию. Затем — самое главное. Придумайте и запишите несколько (больше трех) подробных сценариев успешного развития событий. В какой-то момент Вы почувствуете облегчение. Ваше подсознание избавилось от груза неуспеха. Вы снова свободны.
Подводя итоги
Почему жесткие переговоры не эффективны? Почему, когда известны пути успеха и исключены все точки уязвимости, специалисты все равно не рекомендуют применять жесткие переговоры постоянно, как эффективный инструмент в бизнесе? Дело в том, что как и любая война они истощают обе стороны и не приводят к ситуации взаимного процветания. Обычно этим пользуется третья сторона, которая одерживает верх без больших усилий. Кроме того, в бизнесе сейчас очень важен аспект лояльности клиентов и партнеров, а значит долгосрочные отношения сотрудничества лучше сиюминутного успеха за счет другого. Как говорится, живите мирно, но держите боеголовку на запасном пути. Удачи… Когда-нибудь объявят войну, и никто не придет. Карл Сэндберг
6.3. Наставничество
Приемы обратной связи Рекомендации руководителю по тактике разговора с подчиненным, когда требуется вслух оценить его деловые качества.
1. Сначала разговаривайте с подчиненным о его работе и только потом о нем самом.
2. Прежде чем сообщить работнику свою оценку, подведите его вопросами к тому, чтобы он сам себя оценил. Если самооценка человека выше вашей собственной оценки его, выясните причину расхождения.
3. Упоминая о недостатках в работе подчиненного, учитывайте, какова она в целом. Не давайте общую отрицательную оценку деятельности и личности подчиненного (чаще всего такая оценка несправедлива и оскорбительна для человека). Вы добьетесь большего, если вначале отметите достоинства (например, компетентность, опыт,
72/82
добросовестность подчиненного), а затем четко укажите на конкретные ошибки, недостатки. Работнику, деятельность которого вас не удовлетворяет, ясно скажите, какова ваша оценка его труда. Подчеркните, что верите в него и поэтому не освобождаете его от работы.
4. Хорошему работнику дайте понять, что цените его заслуги. Помните, что важнее развитие достоинств, чем исправление ошибок работников. Не скупитесь на уважительное и благодарственное слово, если работа выполнена хорошо, покажите, что вы довольны ею.
5. Если недостатки в работе возникли по вашей вине, признайте это.
6. Не говорите с оцениваемым о других работниках.
7. Не проводите повторного разговора вскоре после того, как вы наказали и отчитали подчиненного
Критика должна вдохновлять и повышать общее настроение. Вы встречались с такой? Если нет, значит все, что Вы слышали — это критиканство. Чем отличается критика от критиканства? Критика направлена на пути развития (что нужно изменить или добавить). Критиканство указывает на недостатки (что плохо). Чаще всего, критиканствуя, человек указывает не на чужие недостатки, а на свои собственные (явление переноса). Помните, тот, кто ругает, практически расписывается в своих слабостях. Наставляя подчиненного важно помнить, что мозг с трудом усваивает отрицательные конструкции. Избегайте частицы "не" и других отрицательных формулировок. Соблюдайте принципы делового общения! Принципы делового общения:
1. Кооперативность — вклад каждого должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора.
2. Достаточность информации — говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.
3. Качество информации — не сообщай непроверенные данные, не лги.
4. Целесообразность — не откланяйся от темы, сумей найти решение.
5. Ясность, убедительность — владей лингвистическими особенностями языка и тактикой общения.
6. Учитывай индивидуальные особенности партнера по общению.
Помните, что настоящий лидер — это прежде всего отличный коммуникатор.
73/82
Приложения
Приложение 1. Шесть рекомендаций желающему победить
1. Избегайте "запутывающих" эмоций
Если вы разъярены, оскорблены или эмоционально уязвлены, то как ваши оппоненты, так и партнеры-сотрудники тоже будут реагировать скорее на ваши эмоции, а не на предложения и мысли. Ваше эмоциональное состояние "запутает" вопрос и уведет его решение в сторону.
2. Будьте проще
Иногда значение того, что вы хотите донести до других, теряется из-за излишней сложности или попыток решить сразу несколько вопросов. Излагайте свои мысли так, чтобы их могли понять даже дети.
3. Добивайтесь своего
Не отступайте, даже если придется долго разъяснять свои намерения и предложения.
4. Не позволяйте уводить вас в сторону
Четко определите свои конечные цели, выберите стратегию для их достижения и не позволяйте сбивать вас на что-то другое.
5. Не бойтесь ошибок
Если они произошли и не ослабляют вашу позицию, то признайте их и гибко перестройтесь на другой путь решения проблемы. Не комплексуйте по поводу ошибок: они активизируют новый поиск.
6. Ориентируйтесь на взаимную победу
В результате ваших усилий должен быть разработан вариант, принятый обеими сторонами.
Приложение 2. Тест «Моя тактика ведения переговоров»
С данным Приложением Вы можете ознакомиться в системе дистанционного обучения